Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий». (Малоизвестные страницы этого боя)

Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий». (Малоизвестные страницы этого боя)

Миноносцами называли небольшие корабли, оснащенные аппаратами, выпускавшими торпеды. Миноносец «Стерегущий» был заложен на Невском судостроительном заводе в Петербурге и в разобранном виде перевезен по железной дороге в Порт-Артур для достройки. В начале 1903 года корабль был спущен на воду и в мае того же года вошел в состав Сибирской военной флотилии.

Впервые в истории судостроения «Стерегущий» был построен из никелевой стали, что позволило сэкономить на массе конструкции в пользу вооружения. Корабль по вооружению, скорости мореходности превосходил почти все корабли этого класса. Водоизмещение 240 тонн; длина 57,9 метра, ширина 5,6 метров, осадка 3,5 метров; мощность паровой машины 3800 л.с.; скорость хода максимальная 29,7 узла, дальность плавания 600 миль. Вооружение: 1 — 75-мм и 3 — 47-мм орудия, 2 торпедных аппарата, экипаж 49 человек.

Выход на разведку

Шла русско-японская война. Активность русского флота после назначения вице-адмирала Степана Осиповича Макарова командующим Тихоокеанским флотом резко возросла. Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 9 на 10 марта 1904 года, 26 февраля по старому стилю, для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев.

Первый отряд направился в Ляодунский залив. Второй — в составе эскадренных миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» под командованием капитана 2 ранга Фёдора Эмильевича Боссе — к островам Эллиот. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 10 марта вернуться.

Около 19 часов 9 марта миноносцы вышли из Порт-Артура. Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с «Решительного», шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф.Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу.

Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура. Около шести часов утра 10 марта были обнаружены 4 японских миноносца, возвращавшиеся из ночного дозора у Порт-Артура. Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили.

«Решительный», а вслед за ним и «Стерегущий» резко повернул в открытое море: командир «Решительного» капитан Фёдор Эмильевич Боссе надеялся, сделав петлю, незаметно обойти японский отряд. Но эти надежды оказались напрасными. Корабли неприятеля изменили курс пытаясь перехватить их. Описав пологую кривую, «Решительный» и «Стерегущий», развивая предельную скорость устремились к Порт-Артуру.

Японские корабли легли на параллельный курс и открыли огонь. Имея численное превосходство, противник начал развертывание для охвата русских кораблей с двух сторон. Видя неизбежность неравного боя, командир «Решительного» капитан 2 ранга Боссе, бывший старшим в русском отряде, смело повернул свой корабль на противника и, дав полный ход, открыл по врагу огонь.

Вслед за «Решительным» вступил в бой и «Стерегущий». На них обрушился шквал огня. Вскоре подошли японские легкие крейсера «Унтозе» и «Токйва». Имея подавляющее преимущество, японцы усилили натиск и начали окружать русские корабли. Ведя меткий огонь на оба борта, «Решительный» полным ходом пошел на прорыв окружения и, повредив два неприятельских миноносца, на большей скорости прорвался к Порт-Артуру под прикрытие береговых батарей.

«Стерегущий» оказался в более трудных условиях. Из-за неисправности машины он не мог дать полный ход и, продолжая отстреливаться из всех орудий. «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев «Акебоно» и «Сазанами» и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Когда дистанция сократилась, в бой включились два оставшихся японских истребителя. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные.

C первых минут боя «Стерегущий» получил значительные повреждения. Один из первых японских снарядов попал в борт «Стерегущего», вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. «Стерегущий» прикрывая прорыв «Решительного» лег на обратный курс и атаковал Японские корабли. Видя, что «Решительный» уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на «Стерегущем».

Последний бой

Оставшись один против шести японских кораблей, «Стерегущий» продолжал бой, нанося урон врагу. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу, получив двадцать семь прямых попаданий от меткого огня «Стерегущего». «Акебоно» окутался паром и вышел из боя, вслед за ним отошел устранять повреждения «Сазанами», на котором было десять крупных пробоин. Выясняя характер повреждений, японский миноносец на некоторое время вышел из боя.

Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Поражает хладнокровие, с которым моряки действовали в бою. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погиб командир миноносца лейтенант Александр Семенович Сергеев. Командование принял лейтенант Николай Семенович Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком.

«Погибаю, но не сдаюсь!».

Моряки не только вели огонь по противнику из четырех пушек, но и пытались бороться за живучесть корабля, получившего множественные повреждения. На палубе «Стерегущего» укрыться было негде, даже у его орудий не было щитов, но на место погибших к пушкам тут же становились

те, кто еще мог вести бой. Дольше всех из носовой пушки вел огонь получивший несколько ранений мичман Кудревич. Кочегары и машинисты подносили снаряды и тушили пожары. К концу боя кораблем командовал раненый инженер-механик Анастасов.

Когда замолчало последнее орудие, тяжелораненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина, тот принес сигнальные книги, помог привязать к ним обрывком фала кусок железа и секретные документы полетели за борт. На корабле погиб командир, все офицеры и 45 из 49 матросов, жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя.

Японцы рассчитывали захватить русский миноносец и попытались буксировать «Стерегущего», к его борту подошел вельбот с «Сазанами». Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на «Стерегущем» буксир перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время «Стерегущий» стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем.

После боя, японские сигнальщики заметили в море на горизонте дым от Русских кораблей. От Порт-Артура на помощь миноносцу спешили крейсера «Баян» и «Новик», посланные адмиралом Макаровым, и японские корабли предпочли уйти, не принимая бой, тем более что они получили значительные повреждения, имели убитых и раненых. Шестерым кораблям японского флота победа над «Стерегущим» далась недешево: в «Сазанами» попало 8 снарядов, в «Акебоно» — свыше 30, корабли получили серьезные повреждения, понеся убыль в командах.

Так завершился бой, благодаря которому миноносец «Стерегущий» навсегда вошел в историю Российского флота. Через несколько дней после боя в лондонской «Таймс» была опубликована статья, заставившая весь мир удивиться стойкости и самоотверженности русских моряков. Корреспондент, ссылаясь на рассказы японских моряков, писал, что лишенный хода «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями, но спустить флаг отказался. «Стерегущий» и его командир лейтенант Александр Сергеев стали известны во всем мире.

Мужество экипажа миноносца «Стерегущий» настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник — стела из черного гранита, на которой выведены слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

В Санкт-Петербурге 22 мая 1911 года, был воздвигнут памятник «Стерегущему». Монумент был поставлен в Александровском парке у Петропавловской крепости.

На родине А.С. Сергеева, в Курске его именем названа школа № 18. В 1962 году в его честь был назван небольшой остров в архипелаге Северная Земля.

Малоизвестные страницы истории этого боя

Когда японцы попытались взять русский миноносец на буксир, он затонул. По легенде, двое уцелевших матросов открыли кингстоны и затопили миноносец. Но скорее всего они просто сняли свои же заплаты у пробоины от снаряда.

Интересно что все эти подробности мы знаем из журналов того временем. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два

матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. «Таймс» ссылался на текст «японского донесения».

Стал ли известным этот подвиг и в мире и в России не напечатай о нем «Таймс»? Возможно, что нет. Были подвиги и более серьезные, о которых мы не знаем.

Благодаря известности в Англии и Европе, это сообщение было многократно перепечатано и в русских изданиях. Но как теперь уже доказано все это не было правдой. Матросов затопивших корабль было четверо. И все они выжили.

Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева и сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, которые взрывом были выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Вот эти двое и помогли кораблю затонуть.

В 10 ч 45 мин четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, — говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы — молодцы!»

Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Новиков (после возвращения из плена) рассказывал в подробностях как он спустился в трюм и помог кораблю затонуть, потом бросил в воду сигнальные флаги и покинул корабль, бросившись в воду. Как его взяли в плен он не помнил.

По возвращении на Родину, Новиков был награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, а 16 мая (в день открытия памятника «Стерегущему») был всемилостивейшее пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.

После войны Новиков вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами, как помогавший колчаковцам.

Когда выяснилось, что на корабле не было кингстонов и пожертвовавших собой ради затопления судна матросов не было, в России создали авторитетную комиссию для выяснения обстоятельств боя. Был сделан запрос в Японию и получены необходимые документы. Комиссия пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а сообщения о подвиге двух моряков, пожертвовавших собой ради затопления судна, всего лишь легенда.

Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий».

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

Таким образом это памятник реальному бою и подвигу экипажа. Кингстонов на корабле предусмотрено не было, но кораблю утонуть, скорее всего, помог Новиков, за что и был награжден. Увы, но доказать или опровергнуть это сейчас уже не невозможно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте комментарий