Шёл второй день Курской битвы. Немцы всеми имеющимися у них средствами пытались прорвать нашу оборону. Самым же опасным из этих средств был пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 . Как и в сорок первом и как в сорок втором немцы использовали Ju-87 в том же качестве, в каком мы использовали артиллерию, то есть, для прорыва обороны. Сколь бы совершенна ни была наша оборона, как бы глубоко ни зарывался в землю наш пехотинец, бомбы Юнкерсов пробивали бреши в любых позициях, если, конечно, Юнкерсам никто не мог помешать.
Помешать же им могла, прежде всего, наша истребительная авиация, которая к середине 1943 года выросла и количественно, и качественно. Если в сорок первом с Юнкерсами боролись И-153 и И-16 , в сорок втором – Яки и ЛаГГи, то теперь у наших лётчиков был самолёт Ла-5.
Конструкция самолета-истребителя Ла-5 была, как и у ЛаГГ-3, цельнодеревянной, из модифицированной дельта-древесины, но этот самолёт был оснащён двигателем воздушного охлаждения, продолжавшим работать после получения нескольких попаданий, и защищавшим лётчика спереди. Но, самое главное, Ла-5 вооружался двумя ШВАКами с общим боезапасом в 340 патронов.
Именно на таком самолёте и вылетел в тот день заместитель командира 1-й эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-й истребительного авиационного корпуса 2-й воздушная армии Воронежского фронта гвардии старший лейтенант Александр Константинович Горовец на второй день Курской битвы. Вылетел он вместе со своим ведомым Василием Рекуновым на патрулирование в районе Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка.
За плечами 28-летнего Горовца был большой лётный и боевой опыт – ещё до войны он служил инструктором в шахтинском аэроклубе, а уже 25 июня был призван в РККА. За два года боёв Горовец совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 немецких боевых самолётов лично и 6 в группе, а также 40 автомашин и 24 повозки.
В тот день патрулирование казалось неудачным – в воздухе были лишь немецкие истребители, которых было приказано не трогать – снаряды экономили для Юнкерсов. И вот, когда патрулирование уже подошло к концу, и лётчики, сдав район сменщикам, повернули на базу, неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал Me-109 . Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. И в этот момент Горовец заметил большую группу Юнкерсов, летящих на бомбардировку наших позиций.
Рация Горовца вышла из строя, и ведомый, увлёкшись боем с истребителями, потерял командира из виду.
Пока ведомый дрался с Me-109, Горовец развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщики. Первой же очередью он сбил флагмана. Затем Горовец стремительно атаковал следующего врага. Он бил с короткой дистанции, подводя истребитель почти вплотную к бомбардировщикам. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй Юнкерс, затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредоточиваться, а Горовец всё снова и снова дерзко шёл в атаку. Так он сбил восемь самолётов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанёс удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика. Возвращаясь на повреждённом самолёте на свой аэродром, Горовец попал под неожиданный удар четырёх вражеских истребителей Fw-190. Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными. Его самолёт был подбит и отвесно пошёл к земле. Горовец открыл фонарь и дёрнул кольцо парашюта, но спастись не удалось. Самолёт упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землёй. Обломки самолета оперативно обнаружить не удалось, летчик был признан погибшим. За воздушным боем с земли наблюдали наши артиллеристы и пехотинцы. Основанием для подтверждения совершенного подвига стали обнаруженные ими обломки девяти немецких самолетов, из-за чего была принята версия, что всех их сбил Горовец.
Разбившийся самолёт Горовца удалось обнаружить лишь в 1957 году. На полуистлевшей гимнастерке гвардейский значок, два ордена Красного Знамени. В планшете карта с маршрутом полета, старательно вычерченным цветным карандашом: Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка, выцветшая фотография, бортжурнал, удостоверение личности, письма. Военком Ивнянского райкома сообщил в Главное управление кадров Министерства обороны о найденном на хуторе Зоринские Дворы самолете, указал фамилию, имя и отчество летчика. Вскоре пришел ответ, в котором сообщалось, что летчику-истребителю Горовцу Александру Константиновичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Александр Горовец похоронен в районе деревни Зоринские дворы Ивнянского района Белгородской области. На месте гибели летчика в 1963 году установили его бюст.

В Центральном музее Вооруженных Сил СССР, в Москве, Герою Советского Союза Александру Горовцу был посвящен целый стенд. Выставлен найденный самолет Ла-5, пушки и пулеметы без единого снаряда и патрона, которые все были расстреляны в незабываемом воздушном бою. На месте его гибели на 597-го километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст. В Витебске улица, где ранее проживали его родители, в 1957 году переименована в улицу Горовца. В 1995 году в сквере на этой улице также установлен памятник. Памятники герою установлены также в городе Полоцке, в деревнях Ског и Мошканы Сенненского района Витебской области (Белоруссия), в городе Шахты (Ростовская область, Россия) на площади Свободы. Имя Александра Горовца носят улицы в Минске, Витебске, Полоцке, в городском посёлке Богушевск Витебской области (Белоруссия), Белгороде, Шахты (Россия), Мошканская общеобразовательная средняя школа, на здании которой установлена мемориальная доска, и общеобразовательная средняя школа №8 в городе Шахты.
Биография героя
Александр Константинович Горовец родился 12 марта (6 марта по старому стилю) 1915 года в деревне Мокшаны Сенненского уезда Могилевской губернии Российской империи (ныне — Сенненский район Витебской области Белоруссии) в крестьянской семье.
Окончил семь классов средней школы. Работал слесарем. В 1930-1931 годах учился в техникуме города Полоцк.
В 1932 году был призван в Красную армию. Окончив в 1935 году Ульяновскую авиационную школу инструкторов Осоавиахима, стал летчиком-инструктором в аэроклубе города Шахты Ростовской области (ныне — Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ России имени Героя Советского Союза А. К. Горовца), затем — командиром звена. В 1939 году прошел курсы командиров авиационных звеньев в городе Кировоград. В декабре 1939 года был избран депутатом Шахтинского районного совета.
Великая Отечественная война
25 июня 1941 года Александр Горовец был мобилизован в армию. Служил командиром звена в 20-й военной авиационной школе летчиков первоначального обучения Северо-Кавказского фронта.
С июля 1942 года Горовец воевал на Северо-Кавказском фронте в составе 166-го истребительного авиационного полка (иап) 217-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. В составе полка Александр Горовец принимал участие в боях на Кубани. Регулярно вылетал на штурмовки наземных частей противника.
27 февраля 1943 года командир звена 166-го иап лейтенант Александр Горовец за «совершенные 34 боевых вылета и уничтожение 36 автомашин, 22 повозок с боеприпасами, до двух взводов пехоты и выведение из строя одного паровоза противника, проявленную в боях храбрость и отвагу» был награжден орденом Красного Знамени.
1 мая 1943 года 166-й иап был переформирован в 88-й гвардейский иап.
В 1943 году Александр Горовец служил заместителем командира 1-й эскадрильи в 88-м гвардейском иап 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии. В составе полка он принимал участие в боях на Воронежском фронте. Летал на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5. Всего за время войны Александр Горовец совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 самолетов противника лично и шесть в группе.
А вот как о подвиге Александра Горовца рассказал участник Курской битвы дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Арсений Ворожейкин, совершивший 250 боевых вылетов и лично сбивший в воздушных боях 52 вражеских самолёта: «Мы не знали такого. Простой расчёт показал, что для этого нужно произвести не менее 9 длинных очередей и столько же раз исключительно точно прицелиться. На всё потребуется по меньшей мере 10-15 минут. А противник ведь не на привязи. Однако факт — упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым…».
Боевой результат: сомнению не подлежит
Горовец является единственным советским летчиком, одержавшим девять воздушных побед в одном бою. Среди пилотов союзников по антигитлеровской коалиции такой же результата только у американца Дэвида Маккэмпбелла, который 24 октября 1944 года якобы сбил девять японских самолетов за один вылет.
Результат, достигнутый советским лётчиком гвардии старшим лейтенантом Александром Константиновичем Горовцом в одном бою, считается наиболее достоверным и документально подтверждённым в ряду аналогичных боевых рекордов воздушных асов других стран. Например, на Западе широко рекламируются достижения немецкого летчика Эриха Рудорфера и американского пилота Дэвида Маккэмпбелла. Как тут с достоверностью?
В многочисленных биографиях немецкого лётчика-истребителя майора Эриха Рудорфера отмечается, что это он совершил наибольшее число побед за один вылет. Считается, что 6 ноября 1943 года на советско-германском фронте (на Ленинградском) Рудорфер за 17 минут сбил тринадцать Як-7 и Як-9. Этот результат даже внесён в Книгу рекордов Гиннесса. Однако гибель такого числа самолётов на данном участке фронта советскими документами не подтверждается. Военные историки отмечают: журналы боевых действий советских истребительных авиаполков свидетельствуют: в тот день не было потерь стольких машин.
А теперь боевая статистика лётчика ВМС США (командира 15-й авиагруппы на авианосце «Эссекс») кэптена Дэвида Маккэмпбелла, тоже считающегося «асом за день». Утверждается, что 19 июня 1944 года он одержал семь воздушных побед (в том числе 5 — в одном воздушном бою). Ещё большего успеха лётчик добился 24 октября 1944 года во время сражения в заливе Лейте. Утром того дня была обнаружена большая группировка японских самолётов, приближавшаяся к американским кораблям. Утверждают, будто Дэвид Маккэмпбелл тоже сбил девять самолётов противника в одном бою.
После взлёта на перехват Маккэмпбелл приказал остальным самолётам атаковать бомбардировщики, а сам со своим ведомым Роем Рашингом начал бой с истребителями противника. Несмотря на то, что двум американским «Хеллкэтам» в том бою противостояли более 40 японских истребителей, Маккэмпбелл и Рашинг якобы одержали пятнадцать воздушных побед (Маккэмпбелл — 9, Рашинг — 6) и благополучно вернулись на авианосец.
За успехи в боях 19 июня и 24 октября 1944 года Дэвид Маккэмпбелл получил высшую военную награду США — «Медаль Почёта». Однако эти достижения, по мнению некоторых американских аналитиков, надо считать не как подтверждённые, а рассматривать как вероятные.